Ангарский перевал
Ангарский перевал, который располагается на высоте семьсот пятьдесят два метра над уровнем моря, представляет собой одну из визитных карточек полуострова, а также является самым посещаемым перевалом на территории Крыма, в частности из-за того, что через него проложено автомобильное шоссе и троллейбусная трасса. Кроме того, следует сказать, что этот перевал является неким барьером, который разделяет северную часть Крыма от южное. Вторым названием данного перевала принято считать Ангар-Богаз. Назван он так в честь протекающей неподалеку от него горной реки Ангары. Ангарский перевал располагается между яйлами Чатыр-Даг, а также Демерджи. Кроме того, через Ангарский перевал проходит короткий путь к Южному берегу Крыма с северной его части. Пути через этот красивый Ангарский перевал с материка к морю проходили еще с незапамятных времён. Так, в девятнадцатом столетии, великий исследователь Крыма П. И. Кеппен, нашел рядом с перевала некоторые фрагменты стены, которая раньше в древние времена преграждала ущелье между двумя его яйлами. Как считает кеппен, это являлось элементом обороны Южного Берега Крыма в период царствования византийского императора по имени Юстиниан I. Стены эти были сложены из грубого необработанного камня и их задачей было остановить многочисленные вторжения варваров. Сегодня этих сооружений практически не осталось, всё уже давно разобрано аборигенами на новые постройки.
Приблизительно в 1774 году вместе с перевалом в давние времена, немного севернее района Верхней Кутузовки (Шума в древности) Состоялось кровавое сражение турецких войск вместе с русскими. С турецким войском, которое составило более двадцати пяти тысяч человек сразился небольшой отряд в размере почти трех тысяч человек. В результате сражения победу одержали русские войска. Отдельным батальоном русских солдат командовал тогда великий подполковник М. И. Голенищев-Кутузов. Именно в данном сражении Кутузов потерял свой глаз. В память об этой битве на трассе, проложенной через перевал под названием Симферополь-Алушта поставлен мемориал - «Кутузовский фонтан». Впервые путь через Ангарский перевал был проложен в двадцатых годах девятнадцатого века (строительство дороги было полностью завершено только в 1826 году) русскими солдатами. Именно в этот период на перевальной точке рядом с дорогой был возведен памятный обелиск, который указывал, что «От Симферополя всего тридцать две версты. От Алушты - тринадцать верст». Ориентировочно в шестидесятых годах того же столетия, данное шоссе было перенесено немного ниже, в частности туда, где проходит и в наши дни. Обелиск славы остался на своем месте, и в сегодня его можно наблюдать в лесах рядом с эти шоссе. Стоит отметить, что это шоссе улучшали на протяжении многих лет и не один раз. Неподалеку от Ангарского перевала периодически возводили дренажные системы, предназначенные для отвода подземных вод, а уже в конце пятидесятых годов двадцатого века по трассе проложили тогда вторую во всем мире горную троллейбусную дрогу, по маршруту от Симферополя до самой Ялты.